ГУО «ЛИСУНОВСКАЯ ДЕТСКИЙ САД - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
МОДЕЛЬ
ШЕСТОГО ШКОЛЬНОГО ДНЯ
«СУББОТНИЙ КАЛЕЙДОСКОП» |
Сентябрь 2020 - июнь 2023 года
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» образовательный процесс во всех общеобразовательных учебных заведениях организовать в режиме 6-ти дневной школьной недели, включающую 5-ти дневную учебную неделю и 6-й день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организацию трудового обучения, иных воспитательных мероприятий.
При организации работы в субботу необходимо учитывать специфические особенности и традиции школы, уровень воспитанности учащихся, пожелания и запросы не только учащихся, но и их родителей, вовлекать родителей в проведение «Субботнего калейдоскопа».
Каждую вторую субботу месяца проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия, дни здоровья. Одной из основных задач дней здоровья является достижение максимального оздоровительного эффекта.
Шестой день недели – суббота – является органичной частью целостной учебно-воспитательной системы школы. Одной из важных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, является эффективная организация воспитательной работы в шестой школьный день недели. Она планируется и проводится в соответствии с общешкольным планом работы школы, органично дополняя и продолжая его. Работа школы организована по тематическим неделям, декадам, месячникам и т.п., а организационно-содержательная работа в шестой день недели проводится в соответствии с их тематикой. Особое внимание уделяется проведению в субботу физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
На современном этапе развития школьной реформы в Республике Беларусь одним из ключевых моментов является предоставление шестого дня рабочей школьной недели для мероприятий по укреплению физического, психического и морального здоровья, интеллектуального развития и гражданского становления школьника.
У учащихся появилось свободное время, для разумного использования которого требуются как условия, так и умения его организации. В связи с этим возникает ряд задач, решение которых необходимо учесть при организации воспитательной работы.
Это:
- расширение деятельности детских и молодежных объединений;
- организация взаимодействия школы и микросоциума;
- новый подход в работе с учащимися организаторов внеучебной деятельности;
- усиление роли внешкольных учреждений по организации досуга учащихся.
Организация воспитательной работы в шестой (школьный) день недели является органичной частью всей системы учебно–воспитательного процесса, направленного на решение важнейших задач воспитания:
- нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; освоение понятий о культуре, нравственности, духовности как о ценностях; воспитание моральных качеств (милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и опыта нравственного поведения;
- формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям; воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей;
- развитие самосознания личности как способности выделять себя из окружающей действительности в качестве самостоятельного субъекта культуры, отношений, экономической, социальной и других видов деятельности, как способности осознавать себя представителем человечества, своей страны, народа, семьи, профессиональных и других групп;
- формирование трудовых и жизненных навыков: творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, честности, умения прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способность к профессиональному самосовершенствованию, развитие навыков самообслуживания и безопасного поведения;
- формирование ответственного поведения, проявляющееся в способности контролировать себя, свои естественные потребности и задатки, в умении показать себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, возможности проявлять самодеятельность и творческий потенциал, соблюдать правила и нормы общежития; развитие способности разумно контролировать свое поведение; выработка и постановка перед собой цели; оценка, мотивирование и обдумывание своих действий; принятие правильных решений и умение утверждаться в них; планирование организации своей деятельности, направление выполнения решений;
- формирование здорового образа жизни - отношение к своему здоровью как к ценности, привитие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья;
- развитие эмоциональной сферы личности ребенка в процессе эстетического воспитания средствами природы и искусства, осуществляемое в первую очередь в семье, в родственных отношениях, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии;
- развитие чувства прекрасного средствами природы, окружающей предметной среды, искусством, повышающее активность результативность, творческий характер деятельности воспитанников и формирующее умение видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, в отношениях и общении;
- развитие экологического сознания, предусматривающее создание условий для приобретения учащимися и молодежью соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области; формирование ценностных ориентаций экологического характера и привычек экологоцелесообразной деятельности; способность к причинно-следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек - общество - природа» и выбору способов решения экологических задач.
В центре внимания педагогов должны находиться три главных направления воспитательной работы.
Первое направление связано с непосредственным взаимодействием с учеником:
- изучение индивидуальных особенностей его развития, интересов, жизненных навыков;
- программирование воспитательного воздействия;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
- включение детей в различные виды деятельности по интересам в рамках имеющихся в школе кружков, секций, клубов;
- анализ эффективности воспитательного воздействия.
Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:
- сплочение детского коллектива;
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение детей в различные виды социально активной деятельности;
- развитие детского самоуправления.
Третье направление предполагает коррекцию и координацию различных воспитательных влияний в социуме:
- работа с семьей, привлечение родителей к воспитательной работе в субботний день;
- коррекция воздействий средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с культурными и другими образовательными учреждениями.
В шестой день недели работа организована для всех учащихся с учетом той части учащихся, которая в этом нуждается. Особое внимание обратить на вовлечение в организованную деятельность учащихся из неблагополучных семей, педагогически запущенных детей, нуждающихся в постоянном педагогическом влиянии. Жизнь подростков должна быть насыщена интересными видами деятельности.
Воспитательные функции в шестой день недели призваны выполнять все педагогические работники школы:
Директор школы:
- координирует и определяет содержание и основные направления работы;
- содействует укреплению благоприятного психологического климата;
- создает надлежащие условия для творчества педагогов и развития детей.
- непосредственно организует работу педагогов в школе по проведению учебных занятий, курсов по выбору, факультативов, занятий по интересам;
- оказывает методическую помощь по вопросам учебной работы с учащимися.
Заместители директора:
по воспитательной работе:
- непосредственно организует работу педагогов в школе и ее микрорайоне по проведению воспитательных мероприятий, занятий клубов, кружков и секций;
- оказывает методическую помощь по вопросам воспитательной работы с учащимися;
- аккумулирует информацию о возможностях организации досуговой занятости, использует ее при планировании, доводит ее непосредственно исполнителям;
- обеспечивает нормальное функционирование всех основных направлений внеурочной воспитательной работы;
- вовлекает в нее классных руководителей, педагогов-организаторов, социального педагога, педагога-психолога, по возможности учителей-предметников и родителей.
Педагог-организатор:
- принимает непосредственное участие в подготовке и разработке сценариев проводимых мероприятий;
- организует участие в них детей;
- организует работу детских объединений и организаций.
Социальный педагог и психолог:
- организуют консультации для родителей, учащихся, учителей;
- принимают участие в проводимых мероприятиях;
- проводят работу с семьей.
Классные руководители:
- организуют участие детей в мероприятиях шестого дня недели;
- планируют и организуют работу непосредственно с классными коллективами;
- проводят работу с семьей;
- привлекают родителей к воспитательной работе в шестой школьный день;
- проводят индивидуальную работу с учащимися.
Непосредственное взаимодействие с учащимися:
- индивидуальная работа;
- включение детей в различные виды деятельности по интересам (учебные занятия, кружки, секции, клубы, трудовые объединения).
Создание воспитательной среды:
- включение детей в различные виды социально активной деятельности;
- деятельность детских организаций.
Коррекция и координация различных воспитательных влияний в социуме:
- работа с семьей, привлечение родителей к воспитательной работе в субботний день;
- Укрепление нравственного и психофизического здоровья:
- физкультурно-оздоровительные занятия;
- спортивно-массовая работа;
- работа по профилактике вредных привычек, утверждение здорового образа жизни.
Актуальность
Задача обеспечения эффективной занятости обучающихся в субботний день в настоящее время является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса школы. Менее развитая по сравнению с городом инфраструктура села ограничивает спектр досуговой деятельности учащихся и обуславливает специфику воспитательной работы сельской школы в шестой школьный день.
В этих условиях был создан общественный орган – Координационный совет по планированию и организационно-содержательному наполнению шестого школьного дня, в задачу которого входит организация деятельности в субботний день таким образом, чтобы каждый мог найти себе дело по душе. Именно поэтому главной задачей работы школы в шестой школьный день является организация разнообразных видов деятельности, чтобы каждый ребёнок имел как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации.
Организация шестого школьного дня воспринимается педагогическим коллективом как сложный комплексный процесс, затрагивающий всех участников образовательного процесса, т.к. его эффективность напрямую зависит от коллегиального подхода в построении модели деятельности, выработке индивидуальной, специфической формулы субботнего дня.
Организованная таким образом деятельность в субботний день увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными в образовательном процессе. Необходимо стремится к тому, чтобы в шестой день недели обучающиеся могли принять активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья школьников, их интеллектуального развития, гражданского становления, а также получили положительный эмоциональный заряд. Работа школы в шестой день также может дать положительный эффект по профилактике преступлений и правонарушений.
Идея проекта
Для того чтобы организовать большее участие обучающихся в мероприятиях, проводимых в шестой школьный день необходимо их вовлечь в игру-соревнование, которая заключается в следующем: каждый класс по итогам посещения субботы получает бронзовый, серебряный или золотой ключик (победители определятся по проценту посещения мероприятий обучающимся каждого класса), по итогам месяца определяется победитель – который получает ключ. Класс, набравший наибольшее количество ключей, сможет открыть для себя – главный приз (поездка в г. Оршу) и каждый ключ – это ключ от объекта для посещения в районном центре.
Цель проекта:
- формирование единого воспитательного пространства в шестой школьный день, направленного на укрепление физического и нравственного здоровья, интеллектуального развития и личностного становления обучающихся.
Задачи проекта:
- вовлечение учащихся в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям;
- пропаганда здорового образа жизни, формирование личной ответственности за свое поведение;
- развитие системы организованного досуга и отдыха школьников;
- организация помощи инвалидов, престарелым, ветеранам труда и войны;
- координация совместной деятельности школы, семьи и общественности;
- привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности.
Участники проекта:
- обучающиеся 1 - 4 классов;
- родительская общественность;
- педагогический коллектив;
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2017 - июнь 2020 года
Ожидаемые результаты
- максимальная занятость обучающихся в шестой школьный день;
- организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности;
- повышение активности участия родителей в воспитательных мероприятиях в шестой школьный день;
- активизация деятельности детских и молодежных объединений и организаций;
- совершенствование работы органов самоуправления;
- повышение уровня физической подготовленности и укрепление здоровья учащихся.
Механизм реализации проекта:
Этапы |
Предполагаемые результаты |
Организационный |
1.Создание творческой группы по реализации проекта шестого школьного дня «Субботний калейдоскоп» 2. Анализ и подбор методической литературы по данной проблеме. 3. Организация сотрудничества родителей и школы 4.Создание условий для совершенствования форм и методов внеклассной деятельности педагогов и учащихся школы. |
Основной |
1. Организация работы по направлениям проекта. 2. Активное участие представителей родительской общественности в мероприятиях, реализуемых в рамках проекта шестого школьного дня. 3. Участие в районных конкурсах согласно программе непрерывного воспитания учащихся и учащейся молодежи Оршанского района на 2016-2020 годы массовых мероприятий 4. Контроль за проведением мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта |
Заключительный |
1.Реализация цели и задач проекта организации шестого дня «Субботний калейдоскоп» 2.Обобщение опыта, по результатам реализации проекта |
Критерии и показатели успешности реализации проекта:
Критерии |
Показатели |
Состояние здоровья учащихся |
Укрепление физического и морального здоровья детей. Высокая работоспособность, низкая утомляемость, отсутствие тревожности |
Занятость учащихся |
Максимальное вовлечение в организованную деятельность детей, в том числе требующих особой педагогического внимания |
Проявление личности воспитанников |
Повышение творческого потенциала каждого ребёнка, реализация его личностного «Я» |
Уровень сплоченности коллектива |
Каждый воспитанник занимает достойное место в коллективе, участвует во всех формах групповой деятельности |
Удовлетворённость учащихся, учителей, родителей |
Совместное участие в делах |
Посещаемость |
Посещение учащимися мероприятий в рамках реализации проекта |
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
Условием успешной реализации проекта являются следующие ресурсы:
- Кадровые: подготовка педагогических кадров для работы по проекту;
- Методические: разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по проекту; издание сценарных разработок, методических рекомендаций;
- Организационные: координация работы по проекту; организация ключевых дел в рамках проекта;
- Материальные: обеспечение финансовой поддержки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная разработка представляет собой модель шестого дня, которая построена с учётом особенностей ГУО «Лисуновская детский сад - начальная школа Оршанского района» .
В школе обучается 12 учащихся в 3 классах комплектах. Педагогический процесс осуществляют 4 педагога. В школе нет социального педагога, нет психолога, нет педагога-организатора.
Удалённость от районного центра определяет основное назначение школы –социокультурный центр. Для реализации этой модели школа располагает спортзалом, футбольным полем. Для проведения мероприятий школа располагает музыкальным центром, компьютером, телевизором.
Всё это позволяет в каком-то объёме реализовывать запросы социума по занятости учащихся, родителей в субботний день.
ЦЕЛИ МОДЕЛИ:
- ПРИВЛЕЧЬУЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗОВАННЫМ ФОРМАМ ДОСУГА В РАМКАХ ШКОЛЫ,
- ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПУТЁМ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СПОРТИВНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
- МАКСИМАЛЬНО УДОВЛЕТВОРИТЬ ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ПРЕДОСТАВИВ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ,
- ВЫЯВИТЬ СКЛОННОСТИ УЧАЩИХСЯ К ОПРЕДЕЛЁННЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФОРИЕНТАЦИЯ,
- РАСШИРИТЬ КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ.
- УСТАВ СУББОТНЕГО ДНЯ
Или несерьёзно о серьёзном.
УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
- Иметь свой план работы и следовать ему.
- Быть не руководителем, а товарищем.
- Помогать учащимся в реализации их идей.
- Помнить, что воспитывает не слово, а личный пример.
- Чаще вспоминать каким вы были в детском возрасте.
УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН:
- Организовывать активный интеллектуально-эмоциональный отдых.
- Предоставить каждому учащемуся свободу выбора.
- Уметь понимать себя и других.
- Знать о месте нахождения каждого учащегося в течение дня.
- Быть искренним.
- Помочь ребёнку, если ему трудно.
- Верить в своих детей.
УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО:
- Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять.
- Иметь время для занятий по интересам.
- Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью школы.
- Фантазировать, изобретать, творить.
УЧЕНИК ОБЯЗАН:
- Найти себе занятие по душе.
- Быть полезным для других.
- Верить в себя и свои силы.
- Продемонстрировать все свои способности и таланты.
- НЕ СКУЧАТЬ!
ГИМН ШКОЛЫ
1.
НЕ СРАЗУ ВСЁ УСТРОИЛОСЬ: С УЧЁБОЮ НЕ СПОРИЛОСЬ,
СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ ШКОЛВА: ДЕЛА ВЕДЬ ЕЙ НУЖНЫ.
СНЕГАМИ ЗАПОРОШЕНА, ЛИСТВОЮ ЗАВОРОЖЕНА,
НО НЕИЗМЕННО РОЗОВА, КАК ЦВЕТ МОЕЙ МЕЧТЫ.
ПРИПЕВ:
НАША ШКОЛА, НАША ШКОЛА! ПОРОДНИЛИСЬ МЫ С
ТОБОЮ
МЫ ОБЛАСКАНЫ СУДЬБОЮ, ЧТО СОШЛИСЬ В ТВОИХ
СТЕНАХ.
ХОТЬ ПРОСТИМСЯ У ПОРОГА, ПОМНИМ МЫ К ТЕБЕ
ДОРОГУ.
ЧЕРЕЗ ВСЕ СЕРДЦА ДОРОГА К НАШЕЙ ШКОЛЕ ПРОЛЕГЛА.
2.
СМЕЯЛИСЬ ЗДЕСЬ И ПЛАКАЛИ, БЫВАЛО В ШКОЛЕ
ВСЯКОЕ.
НО БЕДЫ ВСЕ И ГОРЕСТИ УТЕШИТЬ ТЫ МОГЛА.
СКУЧАТЬ НАМ БЫЛО НЕКОГДА, ХВАТАЛО ДЕЛ НА ВСЕХ
ВСЕГДА ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ В ДЕЛАХ СВОИХ СПЛОТИЛА ШКОЛА
НАС.
ПРИПЕВ:
НАША ШКОЛА, НАША ШКОЛА! ПОРОДНИЛИСЬ МЫ С
ТОБОЮ
МЫ ОБЛАСКАНЫ СУДЬБОЮ, ЧТО СОШЛИСЬ В ТВОИХ
СТЕНАХ.
ХОТЬ ПРОСТИМСЯ У ПОРОГА, ПОМНИМ МЫ К ТЕБЕ
ДОРОГУ.
ЧЕРЕЗ ВСЕ СЕРДЦА ДОРОГА К НАШЕЙ ШКОЛЕ ПРОЛЕГЛА
ПРАВИЛА ЖИЗНИ В СУББОТНИЙ ДЕНЬ
1. ШКОЛА – НАШ ДОМ, МЫ – ХОЗЯЕВА В НЁМ
ЧИСТОТА, ПОРЯДОК, УЮТ И ПОКОЙ ЗАВИСИТ,
ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТ НАС.
2. ВРЕМЯ ДОРОГО У НАС, БЕРЕГИТЕ КАЖДЫЙ ЧАС.
КАЖДОЕ ДЕЛО ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ И ЗАКАНЧИВАТЬ-
СЯ ВОВРЕМЯ.
НЕ ЗАСТАВЛЯЙ ЖДАТЬ СЕБЯ И БЕСПОКОИТЬ НАПРАСНО
ДРУГИХ.
3. КАЖДЫЙ В ОТВЕТЕ ЗА ТО, ЧТО И НИМ ПРОИСХОДИТ.
ПОМНИ, ЧТО О ТЕБЕ ЗАБОТЯТСЯ, ХОТЯТ ВИДЕТЬ
В ТВОИХ ПОСТУПКАХ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ.
СНАЧАЛА ПОДУМАЙ, ПОТОМ ДЕЙСТВУЙ.
НЕ СТЕСНЯЙСЯ СПРОСИТЬ СОВЕТА.
4. ИГРА – ЭТО ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ.
НЕ ЗАБЫВАЙ ПРО СВОЁ ОТРАЖЕНИЕ, СМОТРИСЬ В
ЗЕРКАЛО ЧАЩЕ.
5. ВЕРЬ В СЕБЯ И СВОИ СИЛЫ.
НАЙДИ СЕБЕ ЗАНЯТИЕ ПО ДУШЕ.
6. ПРОДЕМОНСТРИРУЙ ВСЕ СВОИ СПОСОБНОСТИ И
ТАЛАНТЫ.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- ЭКСКУРСИЯ
- ЧТО?ГДЕ?КОГДА?
- ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ
- КОНКУРСЫ
- ТЕСТЫ
- ДЕНЬ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- ПАПА,МАМА,Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ
- ВЫСТАВКИ
- ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА
- БЕСЕДЫ
- БРЕЙН-РИНГИ
- ВСТРЕЧИ
- ДИАЛОГ ПОКАЛЕНИЙ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- ДНИ ЗДОРОВЬЯ
- ЭСТАФЕТЫ
- СПОРТВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ
- ТУРНИРЫ
- СПОРТЛАНДИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОМУ, ЛИТЕРАТУРНОМУ И ПРИРОДНОМУ НАСЛЕДИЮ.
САМОУПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- РАБОТА САВЕТА ШКОЛЫ
- РАБОТА УЧЕНИЧЕСКОГО СОВЕТА
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БРСМ
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БРПО
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- ШЕФСКАЯ ПОМОЩЬ
- ТИМУРОВСКАЯ РАБОТА
- УХОД ЗА ПАМЯТНИКАМИ
- БЛАГОУСТРОЙСТВО ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ